Нет, я еще не научился распознавать и нести свою
вину. Мне надо для этого больше мужества и смирения. Но, может быть, я
однажды достигну этого. Как тягостно, подчас мучительно трудно бывает
установить и признать свою вину. Душа начинает беспокойно метаться, а
потом просто ожесточается и не желает видеть правду. Хочется непременно
оправдать себя, отвергнуть свою виновность, свалить вину на другого, а
главное - доказать не только другим людям, но и себе, что "я тут ни при
чем" и что я нисколько не виноват. Виноваты все - весь мир, но не я!
Ах, эта предательская "потребность" в самооправдании. Она-то и выдает
меня с головой… Эта погоня за доказательствами… Но если я знаю, что ни
при чем, кто же требует от меня доказательств? Кто подозревает меня, если
не я сам? Но это свидетельствует лишь о том, что в глубине души некий
тихий голос твердит мне об этом и не оставляет меня в покое… И вдруг,
под влиянием этих неожиданных соображений, мое бегство от собственной
вины прекращается… Я готов примириться с мыслью о своей виновности и признать
свою вину. Ведь эта трусость многих уже запутала в тяжелые внутренние
противоречия, в раздор с самим собой, в раздвоение личности, а иных доводила
и до галлюцинаций. Но я готов… Пусть говорит мой обвинитель. Да, нужно
мужество, чтобы спокойно исследовать свою вину и не искать спасения в
бегстве. И еще нужно смирение. Откуда эта потребность изображать себя
перед собой и перед другими безгрешным, всезнающим праведником? Кто из
нас прав от рождения и свят от утробы матери?.. Нет, мне еще надо
учиться этому. Но как? Прежде всего, надо удостовериться в том, что все
люди, без исключения, пока они живут на земле, соучаствуют во всеобщей
мировой вине: желанием и нежеланием, деревянным бесчувствием и тупым бессмыслием.
Каждая лукавая мысль, каждое злое желание незримо отравляют духовный воздух
мира и передаются через него все дальше и дальше. И каждая искра чистой
любви, каждое благое движение ваше, каждая одинокая и бессловесная молитва,
каждый сердечный и совестный помысл излучается в эту общую жизненную среду
и несет с собой свет, теплоту и очищение. Все это мы берем с собой и передаем
другим. Вот почему на свете нет "виновных" и "невиновных" людей.
Есть лишь такие, которые знают о своей виновности, и такие, которые в
слепоте своей не знают об этом и стараются изобразить свою мнимую виновность.
Первые имеют достаточно мужества и смирения, чтобы не закрывать глаза
на свою вину. Они стараются не отравлять духовный воздух, а давать ему
тепло и свет. А другие, вечные беглецы, безнадежно "спасающиеся"
от своей вины, воображают, что отвечают лишь за то, что они обдуманно
и намеренно осуществили во внешней жизни. Как умно и последовательно
они размышляют, как они обличают своих ближних, показывают их ошибки,
обвиняют их, пригвождают их к позорному столбу… Но как только дело коснется
их самих, так они тотчас становятся близоруки, подслеповаты, наивны и
глупы. И если бы они знали, как вредят этим себе и миру… Если я увидел
и понял все это, то я стою на верном пути. Каждый из нас должен прежде
всего подмести и убрать свое собственное жилище. С этого начинаю и я .
Итак, я не ищу спасения в бегстве. Я принимаю свою вину и несу ее отныне
спокойно, честно и мужественно. Наверное, будут и тяжелые, болезненные
часы, но эта боль очистительная и полезная. Я буду искать и находить свою
вину не только во внешних поступках, но и более глубже - состоянии души,
везде, где у меня недостает любви и прощения. Суровая и драгоценная школа.
Каждый шаг становится для меня ступенью, ведущей к укреплению духа и верного
характера. Не впадая в замешательство и не отчаиваясь, я вижу всю мою
жизнь, как длинную цепь виновных состояний и деяний, и черпаю отсюда все
больше мужества и смирения. Но, по правде говоря, мне еще далеко
до этого… Овладею ли я когда-нибудь этим искусством, не знаю… Может быть,
и нет… но одно не подлежит для меня никакому сомнению, а именно, что это
верный путь. Русский мыслитель Ильин И. А. |